Примеры критериев качества медицинской помощи

Действующим законодательством на руководителей медицинских учреждений возложена ответственность за разработку и внедрение в медучреждении системы контроля качества безопасности медицинской деятельности.

Правовые основы Государственная программа по развитию здравоохранения, утвержденная постановлением Правительства РФ № 294 от 15.04.2014 года, говорит о необходимости создания эффективной системы управления здравоохранением, включающей в себя контроль качества и безопасность медицинской деятельности в каждом конкретном медицинском учреждении. Эти положения предусматривают внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 90% медучреждений страны к 2016 году, а в последующие годы – в 95% медучреждений.

Важной составляющей качества медпомощи является ее безопасность для пациентов, что зависит от организации всей работы медучреждения, а также от качества оказания медицинской помощи.

Одной из задач создания системы контроля качества и безопасности медпомощи является информационное обеспечение процессов управления в медицинских организациях. Для создания таких систем необходимо выбрать соответствующие   показатели и критерии для оценки рассматриваемых параметров.

Об этом говорится в статье 87 Закона «Об охране здоровья граждан». Кроме качества и безопасности медицинской деятельности,  выделяются и другие критерии, отражающие качество деятельности медучреждения. В качестве таких критериев используются на практике  такие   показатели, как безопасность, своевременность, доступность, преемственность и непрерывность, удовлетворенность пациентов,  а также научно-технический уровень процессов оказания медпомощи и их экономичность.

Сущность выделенных критериев Выражаются выделенные критерии оценки качества деятельности медицинского учреждения в следующих определениях: Доступность медпомощи  – выражается в свободном доступе к учреждениям здравоохранения, независимо от различных барьеров (экономических, социальных, географических, культурных, языковых и других).

Безопасность медицинской помощи  - является критерием выраженности безопасности здоровья и жизни пациентов, отсутствия вредных воздействий на врача и больного в  медучреждении. Своевременность медпомощи – гарантия оказания медпомощи по мере необходимости, то есть быстро, при отсутствии очередности и по всем медицинским показаниям.

Непрерывность и преемственность медпомощи – критерий, отражающий координацию деятельности разных специалистов и медучреждений, оказывающих больному профессиональную помощь в разное время. Удовлетворенность пациента – отражает удовлетворенность больного условиями оказаниями медпомощи, ее результатами, а также соответствие данной помощи ожиданиям и надеждам больных и их родственников.

Результативность медпомощи – критерий, отражающий соответствие реального результата, который получен в процессе оказания больному медицинской помощи в конкретных условиях, и ожидаемого результата. Критерий экономичности – отражает рациональность использования ресурсов при оказании медпомощи. Критерий качества документооборота – отражает доступность необходимых нормативных документов, а также правильность ведения всей медицинской документации.

Большая часть этих критериев и показателей нашла свое отражение в приказе Минздрава РФ № 422-ан от 07.07.2015 года «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». Примеры конкретных критериев и их индикаторы

На основе критериев, перечисленных в приказе № 422-ан, руководители медучреждений должны выбрать наиболее значимые из них и разработать конкретные показатели и индикаторы оценки качества медпомощи. Это позволит структурировать программу повышения качества медпомощи по приоритетным для конкретной больницы направлениям, а также проводить регулярный мониторинг работы по этим направлениям. Далее мы подробно рассмотрим примеры таких критериев.

1. Критерий доступности медпомощи. Показатели критерия: Объем медпомощи на одного человека (включает число койко-дней – объем стационарной помощи; число посещений пациента – объем помощи амбулаторно-поликлинической;  число пациенто-дней – для стационарозамещающих направлений; число вызовов – для СМП). Число штатных должностей медперсонала на 10 тысяч человек. Нагрузки конкретных врачей на приеме населения. Сроки ожидания: госпитализации - в днях, ожидания приема у врача – в днях, часах. Количество пациентов, которые записались на прием при первом обращении в больницу. Количество респондентов по данным соцопросов, которые удовлетворены временной, информационной, транспортной и иной доступностью данного медучреждения.

2. Критерий безопасности медпомощи. Показатели критерия (отражают удельный вес выявленных нарушений): Нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Нарушение правил техники безопасности во время эксплуатации медицинского оборудования и инструментария. Нарушение требований этики и деонтологии. Случаи и частота случаев возникновения внутрибольничных инфекций. Случаи и частота случаев падений пациентов, возникновения у них травм.

3. Критерий своевременности медпомощи. Показатели критерия: Средние сроки ожидания пациентами госпитализации. Количество своевременно выполненных вызовов СМП. Среднее время ожидания врача перед приемом. Своевременность осуществления наблюдения за состоянием пациента.

4. Критерий непрерывности и преемственности медпомощи. Показатели критерия: Количество пациентов, полностью обследованных перед госпитализацией, осуществляемой планово. Наличие случаев необоснованного дублирования обследования пациентов в стационаре после их полного обследования в поликлинике. Количество дней, проведенных пациентом на предоперационном периоде, в случае госпитализации для проведения плановых операций; Случаи ненадлежащим образом оформленных рекомендаций при выписке пациентов. Переданные в поликлинику пациенты после вызовов СМП.

5. Критерий результативности  медпомощи. Показатели критерия: Частота случаев снятия больных с диспансерного учета в связи с их излечением. Частота своевременно выявленных заболеваний при целевых осмотрах пациентов. Количество случаев (процент)  при соответствии результата, который получен в процессе оказания медпомощи, и ожидаемого результата.

6. Критерий удовлетворенности пациентов, ориентированность медучрждения на пациентов. Показатели критерия: Количество пациентов, которые по данным социологических или специальных опросов удовлетворены качеством оказанной в данном медицинском учреждении медпомощи. Число случаев нарушения  прав пациентов на выбор лечащего врача и медицинской организации. Число выявленных случаев отказов руководством медучреждения в допуске адвоката, законного представителя и иных лиц для защиты пациентами своих прав, а также частота обоснованности этих жалоб.

7.  Критерий научно-технического уровня медучреждения. Показатели критерия: Обеспеченность прикрепленного к медучреждению населения высокотехнологичной и современной медпомощью. Число случаев отказа от медицинского вмешательства вследствие отсутствия необходимого оборудования, расходных материалов, медикаментов. Число случаев  внедрения новых, современных технологий. Своевременное повышение квалификации сотрудников медучреждения.

8. Критерий экономичности. Показатели критерия: Материал проверен экспертами Актион Медицина Показатели нагрузки на одну должность. Использование коечного фонда. Соотношение доходов и расходов медучреждения.

Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293649285-qqe-16-m04-primery-kriteriev-kachestva-meditsinskoy-pomoshchi?ysclid=lsejw2xusy664765912