Информационно-аналитическая система закупок лекарств: как это будет?

С 1 марта 2017 г. в тестовом режиме заработала информационно-аналитическая система (ИАС) мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, разработанная госкорпорацией «Ростех» совместно с Минздравом и Росздравнадзором. Об этом сообщило министерство в пятницу, 24 марта. В то же время правила функционирования ИАС правительством еще не установлены.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Нижегородской Государственной Медицинской Академии

Дистанционное обучение для организаторов здравоохранения

Выбирайте:

  • Профессиональная переподготовка - для получения диплома "Организация здравоохранения и общественное здоровье"
  • Повышение квалификации - для продления сертификата организатора здравоохранения
  • Тематическое усовершенствование - для получения удостоверения "Оценка качества оказанной мед.помощи" и "Экспертиза качества временной нетрудоспособности"

 

Как будет работать ИАС

ИАС будет работать во взаимодействии с другими системами, в том числе с ЕИС. Система подвергнет мониторингу и анализу информацию на этапах планирования и проведения закупки, проверке будут подлежать также результаты исполнения контрактов. Сотрудники Росздравнадзора смогут получать в ИАС информацию и документы, которые содержатся в ЕИС, чтобы выяснить насколько соответствуют:

  • НМЦК заказчика – требованиям законодательства;
  • поставленные лекарства – условиям госконтракта по остаточному сроку годности;
  • цены на лекарства – методике расчета референтных цен.

В ИАС планируют вести единый справочник-классификатор лекарств. Система будет анализировать и рассчитывать референтные цены на лекарства и направлять их в ЕИС. В то же время система с целью контроля будет получать, хранить и обрабатывать следующие данные из ЕИС:

  • утвержденные планы закупок, планы-графики закупок;
  • извещения о закупке;
  • сведения из реестра контрактов, отчеты заказчиков об исполнении контракта (его отдельных этапов);
  • итоговые протоколы определения поставщика;
  • сведения об исполнении (расторжении) контрактов, заключении допсоглашений к ним;
  • данные об идентификаторах заказчиков и поставщиков по контрактам на закупку лекарств.

Что такое референтная цена

Референтная цена – это цена на товар, работу или услугу на основе цен по заключенным контрактам, исполненным по данным ЕИС без штрафов и пеней. Определять ее ЕИС будет автоматически с учетом индекса-дефлятора. Проект поправок в Закон № 44-ФЗ и Закон № 223-ФЗ, который обяжет заказчиков определять и обосновывать НМЦК с учетом референтных цен, уже прошел процедуру общественного обсуждения (ID проекта на regulation.gov.ru - 01/05/10-16/00055623).

Как будут рассчитывать референтные цены на лекарства

Методика расчета референтных цен на лекарства разработана Минздравом с использованием Рекомендаций приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 и ГОСТ Р 50779.10-2000.

Она предполагает, что расчет таких цен будут проводить не реже, чем дважды в год, и не раньше, чем за 30 дней до окончания внутригодовых бюджетных периодов планирования – подготовки (корректировки) планов и планов-графиков закупок. Частоту расчета могут увеличить, если признают это экономически целесообразным.

Рассчитанные по методике референтные цены может скорректировать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на это.

Корректировка может произойти, если:

  • достигнуто соглашение с производителями или поставщиками о поставке гарантированных объемов препаратов по согласованным ценам;
  • конкуренция на рынке отсутствует;
  • объем данных для расчета не позволяет сделать вывод о достаточной достоверности;
  • референтная цена противоречит сложившейся ситуации на рынке.

Также проект позволяет Минздраву корректировать определенный Минэкономразвития индекс-дефлятор. Сделать это ведомство сможет на основании экспертной оценки для повышения эффективности проведения повторных процедур закупок.

ФАС России уже вынесло свое заключение на проект Минздрава. У антимонопольного органа возник ряд вопросов к Методике расчета. В частности, ФАС не ясно, каким образом в ИАС будет проходить автоматизированный расчет НМЦК, если проект не указывает на справочники и классификаторы для вычисления, не описывает структуру данных системы и не раскрывает источники получения данных, которые будут использоваться при расчете. От последних данных зависят результаты расчетов, что может привести к ошибкам и дефициту лекарств в регионах.

С учетом всех замечаний ФАС рекомендует доработать проект постановления.

Источник материала